Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Ясли-сад: за и против
Им нужно понимание. Индивидуальная работа педагога-психолога по коррекции и развитию ребёнка-дошкольника
Индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции определённых сторон личности ребёнка. Данная форма работы в большинстве случаев имеет положительный эффект и даёт ребёнку возможность почувствовать себя признанным, неповторимым, что в свою очередь гарантирует более успешное общение в социуме
В добрый путь! Работа с родителями детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Методические рекомендации для психолога
Методические рекомендации для практических психологов, которые работают с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к дошкольному учреждению
Методы оптимизации творческого мышления
Статья о методах оптимизации мышления, основанных на различных теоретических подходах к пониманию природы мышления, его механизмов.
Рефлексивно-творческий подход и организация психологической службы в системе образования
В данной статье описывается опыт воплощения действенно-преобразующего типа знания о творчестве в такой сфере социальной практики, как система образования, и в частности в организации психологической службы системы образования Северо-Восточного округа г. Москвы.
Учитель Школы Будущего
Статья о целях и задачах Учителя Школы Будущего.
Половозрастные и полотипические особенности механизмов психологических защит
В работе исследовались половозрастные особенности функционирования защитных механизмов в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрасте с помощью теста Life Stile Index. Показано, что младшие подростки активно используют механизмы отрицания, проекции, интеллектуализации, компенсации, реактивного образования; старшие подростки часто применяют проекцию, замещение, подавление; в ранней юности чаще используют проекцию и регрессию. На всех исследуемых возрастных этапах высока интенсивность использования защитного механизма проекции. Наибольшая интенсивность защитного поведения...
Творчество, искусство и инвалидность. Фестивали и театры в Испании и в странах Латинской Америки
Автор:  Виктор Лопез 
Цель данной статьи познакомить с информацией о театральных фестивалях с участием артистов с ограниченными возможностями здоровья в Испании и в некоторых странах Латинской Америки, а также показать, что театр открывает большие возможности для социальной интеграции любого человека, включая людей с ограничениями здоровья.
Что в действительности означает инклюзия : взгляд учителя?
Что в действительности означает понятие инклюзии, и с какими проблемами мы сталкиваемся при реализации этого принципа в норвежских школах?
Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва»
Автор:  Одинцова М.А. 
На протяжении жизни каждый человек, сталкиваясь с трудностями, использует тот или иной набор механизмов их разрешения. Имеющиеся в арсенале способы преодоления проблем могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека и во многом зависеть от сформировавшейся в процессе его жизнедеятельности установки. Установка (от фр. аttitude) в традиционной психологии личности рассматривается как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая, прежде всего, от прошлого опыта [3, с. 45]. Установка, упрощая нашу ориентацию в мире, позволяя легко оценивать происходящее, способствует...
О профессиональном осмыслении психологами своих позиций по отношению к педагогической практике
Автор:  Чиркова Т.И. 
В статье объясняется причина недостаточности профессиографического подхода при оценке эффективности деятельности специалиста-психолога. Поднимается проблема недостаточности гностического подхода в обучении, предлагается сделать знания не целью, а средством становления профессионала. Описываются четыре аспекта профессионального сознания психолога, которые сейчас более всего нуждаются в обсуждении. В частности, сознание психологами многофункциональности своей профессии и своей позиции по отношению к педагогам.
Мой мир, мой дом, моя крепость. Символика жизненного пространства
Место и время, хронотоп, неотделимы от индивидуального бытия. Есть составляющая психологического пространства, которая позволяет использовать понятие границ так естественно, как ни одна другая — это личная территория. Личная территория — в широком смысле тот «эйкос», дом во Вселенной, в котором человек чувствует себя уместным. В более узком смысле дом — это, конечно, жилище.
Недостаточное развитие. Тотальное недоразвитие
Глава из книги "Типология отклоняющегося развития. Книга 2: Недостаточное развитие"
Представления о норме и отклоняющемся развитии
Глава из книги "Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности"
Поможем своим детям создать счастливую семью
Статья написана психологом, специалистом психологического центра Ассоциации "АНИМА" (Санкт-Петербург, Елизаветой Александровной Москвиной, в соавторстве с Галимзяновой Марией Владимировной, кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры "Психология развития и дифференциальная психология" факультета психологии СПбГУ, cпециалистом Ассоциации "АНИМА".
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде
Нормативные правовые акты города Москвы
Как объяснить детям, что такое атмосфера? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Аннотация: в 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Атмосфера», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием...
Как объяснить детям, что такое живая клетка? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Живая клетка», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям существенных (теоретических) признаков, связанных с понятием «живая клетка».
О сознании и экологических представлениях современных подростков
Автор:  Телегин М.В. 
Хрестоматийный подросток, описанный советскими психологами исчез вместе с СССР. Социальная ситуация развития детей тотально переформатирована. В нашей информационной "чернобольской зоне", ох как трудно вырасти достойным, порядочным человеком. Оглянишься вокруг - сердце болью зайдётся. Из наших детей сознательно, хладнокровно делают мутантов и монстров. Кто виноват? Да мы сами и виноваты. Не защитили. Не уберегли. Знать, чтобы помочь. Не идеализировать. Но и не отчаиваться. Эта статья о сознании современных подростков. О "дебилизации" (раскрывается содержание понятия "дебилизация")...
Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять
Автор:  Телегин М.В. 
«Реформа» дошкольного образования осуществляется так же «успешно», как и все прочие. Лучшую в мире систему дошкольного воспитания, предмет зависти наших геополитических конкурентов, фундамент высоких достижений в науке, технике, творчестве, добивают форсированными темпами. Многие «цивилизованные страны» (посмотрите, например, «План Обамы» в области дошкольного воспитания и обучения) берут за образец советский детский сад. Неужто педагогический опыт предков (и дореволюционный, и советский) не нужен современному «инновационному» российскому дошкольному учреждению? Помимо анализа и критики статья...